Центральный АО
цена договорнаяДОМ.РФ и ВЦИОМ составили портрет покупателя жилья в России
Для абсолютного большинства новая жилплощадь — это в первую очередь «семейное гнездо»
14 ноября 2024Аналитический центр ДОМ.РФ совместно с ВЦИОМ изучили портрет типичного покупателя жилья в России в 2022 — I полугодии 2024 гг. Улучшить жилищные условия в основном стремятся семьи со средним доходом, финансирование осуществляется преимущественно с помощью ипотеки, а самыми востребованными характеристиками жилья остаются ценовая доступность и удобное расположение, говорится в специальном отчёте.
По данным исследования, средний возраст покупателей жилья в России составляет 39-43 года, однако молодёжь (до 35 лет) занимает существенную долю от их общего числа (31%). Для абсолютного большинства новая жилплощадь — это в первую очередь «семейное гнездо»: 72% новосёлов состоят в браке, а 60% — воспитывают детей, то есть доля семей с несовершеннолетними детьми среди покупателей жилья в 2 раза выше, чем в среднем по стране (31%).
«Результаты соцопроса демонстрируют, что в последние 2,5 года, когда действовала массовая господдержка, граждане в первую очередь улучшали собственные жилищные условия: 74% всего жилья было куплено для себя, еще 17% — для детей или родителей и лишь 9% — в инвестиционных целях, хотя на рынке новостроек этот показатель был несколько выше — 12%. В целом льготные ипотечные программы остаются важным фактором для рынка: 43% покупателей новостроек подтвердили, что именно возможность получить льготный кредит подтолкнула их к покупке данного типа жилья. В текущих условиях таким драйвером спроса остается „Семейная ипотека“, которая, как мы выяснили, ориентирована на большую часть потенциальных покупателей», — подчеркнул руководитель Аналитического центра ДОМ.РФ Михаил Гольдберг.
Ипотека является основным инструментом для приобретения нового жилья. За счёт заёмных средств квартиру в новостройках приобрели 69% респондентов, в том время как для готовых домов этот показатель почти вдвое ниже — 32%. При этом заметно выросла доля покупателей, самостоятельно подбирающих ипотечные программы — до 54% (+13% с начала 2022 г.). Онлайн-сервисы становятся привычной частью сделки, а использование ипотечных маркетплейсов, где собрано большое количество предложений от разных банков, облегчает выбор покупателям.
Справочно:
Опрос ДОМ.РФ и ВЦИОМ проведен в мае-июне 2024 г. Опрошено 1634 респондентов старше 18 лет, которые в 2022— I полугодии 2024 гг. приобретали жилье. География опроса — не менее 40 субъектов Российской Федерации во всех федеральных округах.